МБДОУ Жеблахтинский детский сад

Организация предметно-пространственной среды

 В детском саду специально созданы условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, групп, а также территории, прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
реализацию образовательной программы;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

Предметно-развивающая среда, организационно оформлена и предметно насыщенна, приспособлена для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современная предметно-пространственная среда в группах обеспечивает активную жизнедеятельность ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Образовательная программа реализуется с использованием оснащения, которое имеется в дошкольной организации, с соблюдением требований ФГОС ДО и принципов организации пространства, обозначенные в программе.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации:

• содержательно-насыщена, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательной.

Составлены  перечни материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкального и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.

 

Основные принципы организации среды в детском саду

 

Оборудование помещений дошкольного учреждения соответствует требованиям безопасности, эстетически привлекательное и развивающее.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда  насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и  самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Пространство группы организованно в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных  развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для

творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать  интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу  дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс  с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей

— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

Соблюдается  принцип динамичности — статичности, который относится к  степени подвижности  игровых пространств, вариантности предметных условий и характера  детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В первой разновозрастной группе в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз обновляет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

Во второй разновозрастной группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает  доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

10 декабря 2015 в 11:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.