МБДОУ Жеблахтинский детский сад
|
Организация предметно-пространственной средыВ детском саду специально созданы условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, групп, а также территории, прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Предметно-развивающая среда, организационно оформлена и предметно насыщенна, приспособлена для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современная предметно-пространственная среда в группах обеспечивает активную жизнедеятельность ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Образовательная программа реализуется с использованием оснащения, которое имеется в дошкольной организации, с соблюдением требований ФГОС ДО и принципов организации пространства, обозначенные в программе. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации: • содержательно-насыщена, развивающая; • трансформируемая; • полифункциональная; • вариативная; • доступная; • безопасная; • здоровьесберегающая; • эстетически-привлекательной. Составлены перечни материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкального и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.
Основные принципы организации среды в детском саду
Оборудование помещений дошкольного учреждения соответствует требованиям безопасности, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы организованно в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Соблюдается принцип динамичности — статичности, который относится к степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.). В первой разновозрастной группе в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз обновляет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу. Во второй разновозрастной группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). 10 декабря 2015 в 11:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.